История происхождения бенгальских кошек – это трогательная история о человеке, который прошел большой путь длиной в 20 лет, прежде чем осуществить свою мечту и подарить миру домашних леопардов. Давайте знакомиться!
Первые попытки создания гибридной породы
Итак, как вы наверняка уже знаете, бенгальская кошка – необычная порода. Она произошла от азиатских леопардовых котов. Но это произошло отнюдь не случайно…
Страна происхождения бенгальских красавцев – Америка. Именно там в 20-х годах прошлого века родилась девушка по имени Джин Соунс (англ. Jean Sones). Позже, она стала студенткой Калифорнийского медицинского университета, факультет генетики.
В 1946 году в качестве дипломной работы девушка захотела создать новую кошачью породу. Для этого Джин решила скрестить представителей персидской и сиамской пород. Однако научный руководитель отговорил студентку от такого проекта, поскольку он не подходил для дипломного ввиду своей «непрактичности».
Свой диплом мисс Соунс посвятила другой теме, но история бенгальских кошек на этом не закончилась. После университета, в 1947 году девушка вышла замуж, и взяла фамилию мужа – Сагден. Теперь уже будучи миссис Сагден Джин профессионально занялась разработкой новой породы, но тогда еще не бенгальской, а гималайской.
Разработки не увенчались успехом: заводчики персов и сиамов высказались против, вероятно, побоявшись конкуренции. Но Джин продолжала лелеять свою мечту. И история появления бенгальских кошек еще впереди.
В начале 60-х миссис Сагден поехала в рабочую командировку на юго-восток Азии. Именно там будущая создательница домашних леопардов, впервые увидела диких азиатских леопардовых котов.
Из-за браконьеров, которым выгодно было продавать их красивые шкуры, эти животные находились на грани вымирания. Даже детенышей использовали для торговли – их продавали туристам как домашних питомцев.
Именно так состоялось знакомство Джин с азиатскими леопардовыми котами (АЛК). Ее тронула их горькая судьба, поэтому американка приобрела одного котенка, надеясь, что так спасет от гибели хотя бы одно несчастное животное. Котенка назвали Малайзия.
Спустя 2 года Малайзия повзрослела и животные инстинкты потребовали любви. Короче говоря, Малайзия решила обзавестись потомством с домашним черным котом г-жи Сагден. В результате родилась здоровая девочка, которую назвали Кин-Кин. Малышка унаследовала от дикой мамы золотистый окрас.
Джин подложила Кин-Кин в помет гималайских кошек. Гибридная кошечка росла недоверчивой. Она не стремилась дружить с другими котятами, проявляла агрессию, когда посягали на ее еду, предпочитала одиночество, любила сидеть на высоте. Но зато, как отметила Джин, к людям кошка относилась доброжелательно.
Специалисты Корнельского университета, с которыми консультировалась создательница новой породы, не были уверены, что гибридная кошка будет способна к воспроизводству. Однако, г-жа Сагден не стала отчаиваться и скрестила Кин-Кин с ее отцом. Ура, у необычной пары родились 2 котят, мальчик и девочка! Но тут же – увы. Окрас Кин-Кин унаследовал только мальчик, и он был бесплоден.
На сегодняшний день этот вопрос остается актуальным: самцы бенгальских кошек поколений F1, F2 и F3 бесплодны. Именно поэтому самок первых трех поколений скрещивают с домашним котом.
Итак, первая попытка вывести новую породу закончилась провалом. После смерти мужа Джин пришлось отдать Малайзию зоопарку, а ее дети и внуки погибли от тяжелой простуды. Казалось, история бенгальских кошек подошла к концу. Однако история на этом не заканчивается…
Успех пришел, но не сразу
Целеустремленная американка не оставила свою мечту. Спустя 17 лет, в 1980 году, она снова вышла замуж, и ее муж (Боб Милл, кстати, Джин взяла его фамилию) согласился на попытки вывести новую породу прямо у них дома. При этом супруг Джин был аллергиком, так что его согласие было настоящим подвигом.
Джин тогда все еще работала в Калифорнийском университете. Как раз в это время там проводились исследования на кошках, не восприимчивых к вирусу лейкемии. Это были азиатские леопардовые коты.
Ученые скрещивали их с другими, домашними кошками, восприимчивыми к лейкемии, чтобы получить животных, которых можно было бы содержать в домашних условиях, и которые не погибали бы от этого заболевания.
Г-жа Милл попросила исследователей отдать ей нескольких девочек первого поколения. Согласие она получила с легкостью: ученым от животных нужен был только образец крови, а что делать с остальным зверем они даже не представляли.
Еще одну партию котов Джин получила из зоопарка. Интересно, что зоопарку эти кошки достались тоже из университета после исследований, но владелец зоопарка тяжело заболел и поэтому распродавал животных.
Так у Джин появилось 9 новых животных. Все – девочки поколения F1, т.е. дети АЛК и домашних котов. В крови этих животных помимо генов азиатского кота были также гены абиссинской породы, британской, бурмы и египетских мау, что в последствии положительно сказалось на внешности бенгалов, хотя принесло проблемы при регистрации породы.
Однако было непонятно, с кем скрещивать девочек. Лишь спустя 2 года Джин привезла из Индии котенка. Она взяла его из зоопарка, потому что он был очень красивым, с характерным, узнаваемым окрасом бенгальской породы.
Интересный факт: котенок был бесхвостым, Джин очень боялась, что это генетически передастся его детям, но все обошлось – оказалось, что хвост котенку просто раздавили, это не было генетическим отклонением.
Именно этот котенок стал первым племенным производителем бенгальской породы. Именно от него бенгалы унаследовали характерный блеск, «глиттер», который делает их шерсть такой сияющей и привлекательной.
Теперь, когда у Джин были самки, и маленький самец, началась племенная работа. Джин даже помогла разработчикам-селекционерам другой породы, египетских мау.
Она взяла нескольких самок мау себе в качестве кормилиц для котят-бенгалов. Попутно они также рожали индийских мау от все того же бесхвостого котенка, привнося в породу мау свежую кровь.
Однако, как говорят, благими намерениями вымощена дорога в ад. Из-за помощи коллегам у Джин возникли проблемы с регистрацией новой породы: в организациях, созданных для этого, считали, будто она пытается зарегистрировать как новую породу обычных мау.
Но Джин не опускала руки и продолжала селекцию. В начале 1983 года родился котенок поколения F3, которого назвали Дестини (русск. Судьба). Он был очень красив, но главное – у него могли быть дети.
Вскоре они появились. Первого сына назвали «Шелковый Пепел». Он унаследовал от отца характерный отблеск на шерсти, яркие зеленые глаза, а также выразительные пятна, которые позже будут свойственны всем бенгальским кошкам.
Позже родился еще один котенок, на этот раз золотистого цвета, тоже с ярко выраженным глиттером и отчетливыми пятнами. Именно эти котята стали основными производителями питомника. Работа над новой породой продолжалась.
Теперь перед Джин стояла задача – вывести породу с характерными признаками, которые были бы у всех особей: глиттером, яркими пятнами, покладистым и дружелюбным характером, чтобы они были хорошими питомцами.
Такие коты вскоре появились, в 1986 году. Одного из главных животных, повлиявших на становление всей бенгальской породы, звали Кабуки (в честь японского театра). Его дети были красивы, с глиттером, со сложным «розеточным» узором, с мягким, уживчивым характером, а самое важное – плодовиты.
Теперь бенгальская порода могла участвовать в выставках. Благодаря эффектной внешности, бенгалы не только участвовали – они привлекали туда большую часть посетителей. Появились новые заводчики, желающие разводить породу.
Бенгальская порода была создана. Кстати, сама Джин изначально назвала свою породу «Леопардетта», но что-то пошло не так и зарегистрировали домашних леопардов под названием «бенгальская кошка».
Это трогательная история о человеке, который прошел большой путь длиной в 20 лет, прежде чем осуществить свою мечту.
Она подарила миру красивых, ласковых, контактных животных, прекрасных питомцев, которые радуют хозяев не только красотой, но также нежностью характера.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что появление новой породы остановило браконьерство диких азиатских котов. Теперь они охраняются законодательством, поскольку нужны для воспроизводства новых бенгальских кошек.
Появление мраморного окраса
Первый котенок с мраморным окрасом появился в 1987 году.
В самом первом стандарте бенгальской породы Джин Милл не стала включать мраморный окрас, ограничилась только пятнистым, но мраморный котенок приобрел неожиданный успех у судей на выставках.
Также мраморных котят полюбили обычные люди, которые брали представителей недавно созданной породы себе просто так, в качестве домашних любимцев. Отдельным плюсом была цена – мраморные котята обходились дешевле.
Поэтому ген мраморного окраса не вымер, и сейчас существуют бенгальские кошки с разными рисунками на шерсти: пятнистые (причем пятна тоже разные – от одиночных до сложных розеточных узоров) и мраморные.
Дисквалифицирующим пороком считается только тиккинг и горизонтальные полосы, которые делают бенгала больше похожим на тигра, чем на леопарда.
По сей день мраморные бенгалы стоят дешевле, но это не мешает им быть красивыми и пользоваться популярностью. Особенно хороши мраморные бенгалы снежного и серебряного окраса.
Признание новой породы
Бенгальские кошки были зарегистрированы в Ассоциации любителей кошек (сокращенно – CFA) в 1983 году. Тогда они считались только экспериментальной породой.
В 1986 году бенгалы признаны самостоятельной породой TICA (The International Cat Association). А в 1991 году бенгальские кошки впервые стали победителями в чемпионате TICA.
В 1999 году были признаны Международной федерацией кошек (FIFe).
Начиная с момента, когда порода стала активно выставляться, у нее появилось множество поклонников. На данный момент это одна из самых популярных, узнаваемых (за счет яркого окраса и крупных размеров) и дорогих кошек в мире.
Современные бенгальские кошки
Важно отметить, что на данный момент к выставкам допускаются только бенгалы поколения SBT (F4 и выше). Это означает, что 4 поколения должны отделять выставочного бенгала от дикого предка для допуска на выставки.
Это делается в том числе для безопасности и для того, чтобы бенгальскую кошку можно было оценивать на равных с другими участниками – обычными по размеру домашними кошками.
Сейчас бенгальская порода популярна, у нее много поклонников. Уже никто не сомневается, что это отдельная порода, а не подвид египетских мау, сиамской, абиссинской или персидской породы.
Сегодня бенгалы признаны всеми фелинологическими ассоциациями: WCF, FIFe, TICA, CFA, GCCF, NZCF, SACC, ACF, CCCA, LOOF.
В Россию, как и многие другие породы, бенгальские кошки попали в 80-90-х годах. Первая выставка, посвященная только бенгальской породе, прошла в 2008 году. Она называлась «Русское сафари», и ее даже посетила сама Джин Милл.
Вот такая долгая и непростая история происхождения бенгальских кошек. Г-жа Милл умерла в июне 2018 года в Калифорнии в возрасте 92 лет.
Бенгал – не красивая экзотическая игрушка, а чуткий, ласковый, ориентированный на хозяина питомец. Ему нужно не только восхищение, но и любовь!